Положа руку на сердце, тщеславные мои мамы и папы, давайте ответим на вопрос: как часто вы хвалитесь в кругу знакомых и друзей ранними интеллектуальными успехами ваших чад?
Многим знакома картина: гостям демонстрируют двухлетнего карапуза, который в несколько ходов ставит мат взрослому дяде, или трехлетнего скрипача, виртуозно исполняющего «Полет шмеля». Умственное и нервное напряжение формирующегося человечка невероятно высоко и без наших подстегивающих мер. Ведь до пяти лет ребенок в своем развитии проходит такой гигантский этап, который позволяет ему адаптированно существовать в мире взрослых. Последующие же годы – лишь шлифовка и доводка этого ценного алмаза, каким является ваш ребенок.
Именно в первые пять лет жизни у малыша формируется потребность познавать, вырабатывается привычка к умственным нагрузкам, складывается не только образное, но и начала абстрактного мышления. Посмотрите, как играет ребенок. Вот он строит башню из кубиков, он не знает, как она должна выглядеть, но, используя различные вариации, получает то пирамиду, то арку, под которой могут проехать машинки, то замкнутый контур, который он назовет своим домом. В задачу взрослого входит не давать ребенку готовые знания, нарочито вдалбливая их в его сознание, а постараться дать способы добывания этих знаний, методы их применения.
Однако я не призываю вас запрещать маленькому человеку увлекаться шахматами, иностранными языками и, под страхом наказания ремнем, компьютерными играми. Просто нужно тактично, как это может сделать только любящий родитель, переключать внимание ребенка на игры и занятия, соответствующие его возрасту. И помните, что так называемые вундеркинды с возрастом ничуть не отличаются от своих сверстников, а вот украденные у них годы беззаботного детства могут обернуться большими проблемами во взрослой жизни: некоммуникабельностью, болезненным самолюбием, неудовлетворенностью и так далее.