В Хвалынском парке, что рядом с городской площадью, стоит памятник с фамилиями борцов, павших за Советскую власть. В прежние годы здесь принимали в пионеры, молодожены в день свадьбы возлагали к подножью памятника цветы. Сейчас он стоит несколько забытый и за давностью лет уже немногие помнят и знают о тех, кто покоится под этим монументом.
Однажды в мастерской художника С. Серова зашел разговор о достопримечательностях Хвалынска. Сергей рассказал несколько удивительных историй-воспоминаний, услышанных от отца и родственников по отцовской линии – очевидцев тех трагических событий.
БАНДА ПОПОВА
Шел март 1921 года. Мой дед Николай Матвеевич был знаменитым во всей округе скорняком. В тот день он возвращался с отхожего промысла, волоча за собой санки с продуктами. Чтобы прокормить семью, ему приходилось по нескольку дней жить в соседних деревнях: шить сельчанам верхнюю одежду в обмен на нехитрую деревенскую снедь. В те голодные годы для мастеровых людей это был едва ли не единственный шанс выжить.
Пересекая Волгу в самом широком месте, он заметил, что параллельно, километрах в двух, движется большая масса пеших и конных людей. В то время появление военных не было редкостью, но встреча с ними не сулила ничего хорошего, и дед прибавил шагу. От длинной черной вереницы отделились два всадника и стали быстро приближаться к нему. Не доезжая метров двести, конники начали стрелять. Дед, участник русско-японской войны, укрывшись за санками, понимал, что шансов уцелеть очень мало и торопливо шептал слова молитвы. Пули совсем рядом вгрызались в ноздреватый мартовский лед, как вдруг вместо выстрелов раздался смех. Оказалось, что свернутые в трубку шаблоны для выкроек верховые приняли за торчащее дуло пулемета. Расспросив, кто он такой и где живет, предупредили, что несколько дней поживут в его доме.
ПЕРВАЯ КРОВЬ
И вот банда Попова вступила в город. По разным данным, она насчитывала от 10-ти до 12-ти тысяч человек, была хорошо вооружена и даже имела свою артиллерию. Вообще-то сложно назвать это воинское соединение бандой. Сами себя они называли повстанцами-революционерами. На верхней одежде у каждого был красный бант, а на папахах – красная полоска. Жителям Хвалынска быстро и доступно изложили кредо: «Мы за Советскую власть, но без большевиков».
Атаман Попов оказался личностью колоритной. Это был статный, импозантный мужчина, с густыми черными усами. Имел чин генерала (по казачьему табелю о рангах). Не менее самой банды жителей тихого старообрядческого городка шокировал и другой персонаж – боевая подруга атамана. Красивая, ярко накрашенная женщина была одета в штаны (!) красного цвета, заправленные в высокие (на манер ботфортов) расшитые валенки. Носилась верхом по городу на серой в яблоках кобыле, курила, громко и виртуозно ругалась матом, а при расправах проявляла неслыханную жестокость.
Представители местной коммунистической ячейки заблаговременно ретировались в горы Таши, откуда как на ладони просматривались окрестности города, а при любом появлении людей была возможность скрыться в лесу. Первыми жертвами оказались парнишки, пришедшие к дому, где собирались хвалынские коммунары (в настоящее время это жилой дом рядом с центральной аптекой).
Из воспоминаний Елизаветы Константиновны Серовой: «Мы с подружками по гимназии из-за забора наблюдали, как поповцы ворвались в этот дом, но после обыска, не найдя никого, раздраженно курили во дворе. В это время туда зашли ребята и с криками: «Наши пришли!» – кинулись обнимать бандитов. Их ввели в заблуждение красные банты и полоски на головных уборах. На вопрос бандитов: «А вы кто такие?» – радостно отвечали: «Мы такие же, как и вы, большевики-коммунисты! А нам говорили, что пришли бандиты…» Расправа была короткой и жестокой – пришедших тут же во дворе зарубили шашками. Один паренек закрывался руками и кричал: «Дяденьки, не надо!» – ответом был сабельный удар, от которого из разрубленной руки выскочила, страшно белея, лучковая кость…
Гимназистки попадали в обморок, старый забор под тяжестью их тел рухнул прямо перед разгоряченными бандитами. Но нас они не тронули…»
Подобные стычки происходили по всему городу – так, по мнению повстанцев, свергался ненавистный коммунистический режим. Но чаще жертвами становились люди, защищавшие свое имущество и скот от мародеров.
Постояльцы в доме Серовых вели себя спокойно. Притащив откуда-то свинью, они целыми днями топили печь и варили мясо.
Из воспоминаний отца С. Серова: «Печь занимала господствующее место в доме, с нее было видно все, что происходило. Мы, дети, сидели на полатях и наблюдали за этим пиром, пуская до полу слюни. Мясо было в доме редкостью, а вкусные запахи кружили голову. Но нам не дали ни одного кусочка. Четверо здоровенных мужиков ели так жадно, словно это было первый и последний раз в их жизни».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУРЬЕЗЫ
Из голодного и беспокойного революционного Питера в тихий провинциальный Хвалынск приехало множество «театральных» людей – спасаться. В то время на городских подмостках давали спектакли аж три профессиональные труппы. Среди актерского бомонда оказался режиссер Мариинского театра, в которого и влюбилась юная поклонница сцены Лидочка Серова. Между ними случился роман, и режиссер пообещал сделать из молодого дарования театральную приму.
Атаман Попов «со товарищи» пожелал культурно-развлекательную программу. Действие происходило в здании бывшего Дворянского собрания (ныне спортзал школы-интерната). Обвешанная оружием публика чинно занимала места в зале, готовясь к встрече с прекрасным. Режиссер срочно послал за «гвоздем программы» – Лидочкой (чудно читавшей душещипательные стихи). Стоит заметить, что этот жанр был весьма популярен, а местные поэты, чутко реагируя на конъюктуру текущего момента, писали вирши как для белых, так и для красных. И когда город занимали красноармейцы, Лидочка так вдохновенно читала им стихи о замученном беляками красноармейце, что публика, роняя набежавшие слезинки, потом громко и долго рукоплескала. Для белых – персонажи менялись ролями, и зрительский восторг был всегда стабилен.
Но на сей раз красные банты на груди поповцев сыграли с Лидочкой злую шутку. Публика, услышав стих про зверски замученного коммунара, сначала долго приходила в себя, потом стала хвататься за сабли и лезть за пазуху за револьверами. От немедленной расправы ее спас смех атамана. Тот, оценив ситуацию, хохотал от всей души. Срочно дали занавес….
Через некоторое время в гримерную к зареванной и трясущейся от страха Лидочке, бряцая оружием, зашли двое. «Это тебе подарок от атамана. Он просил передать, что давно уже так не смеялся», – сказал один из них и что-то сложил на столе. Подарок по тем временам оказался царским: стометровая пачка ситца и два килограмма соленой селедки, завернутой в синюю плотную бумагу!
Селедку съели сразу, а в одежду, сшитую из подаренного ситца, еще долгое время наряжалась вся семья Серовых и многочисленная родня. Впоследствии Лидия Николаевна стала артисткой и долгое время работала в Москонцерте.
Банда атамана Попова покинула город столь же стремительно, как и вошла. Говорят, что на ее ликвидацию из Сызрани направили регулярные части Красной Армии. В книге «Хвалынск», изданной к трехсотлетию города, об этих трагических событиях напечатано всего несколько строк: « В марте 1921 года на город был совершен налет уголовно-политической банды Попова. Под лозунгом «Советы – без большевиков!» были казнены советские работники, в т. ч. и беспартийные, разграблены банки, склады и другие учреждения, угнано 105 почтовых лошадей, разрушен телеграф и линии передач. Выпущены из тюрьмы уголовники, уничтожен архив. В том же году на братской могиле в сквере у милиции поставлен памятник жертвам террора».
Деревянный памятник, наспех возведенный над братской могилой, простоял до 1968 года. Архитектор Р. Д. Штирц создал достойный монумент невинно погибшим, чьи фамилии высечены на памятнике, – более 30 человек.