Сколько интересных историй и сюжетов скрывается за стенами обычных типовых «хрущевок». С 1988 года в Балакове проживает ветеран Великой Отечественной войны М. Абрамов, до этого много лет проработавший в Казахстане. В памяти Михаила Петровича живут воспоминания о встречах со многими интересными людьми. О своем недолгом знакомстве с Юрием Гагариным он рассказал нам в преддверии Дня космонавтики.
– Родом я из Вольского района. В молодости мечтал стать агрономом, успел даже на «отлично» окончить два курса сельскохозяйственного техникума. Но страна тогда вовсю готовилась к войне. Родине требовались офицеры (большую часть командного состава в конце 30-х годов истребила сталинская «мясорубка». – Авт.). Меня направили в Вольское авиационно-техническое училище.
Великую Отечественную М. Абрамов встретил на полевом аэродроме под Полоцком. За две недели боев в полку из 28 бомбардировщиков осталось 8. Часть вывели на переформирование. Молоденький лейтенант изучал новый тогда легендарный штурмовик Ил-2 на куйбышевском авиазаводе. Обучались офицеры в рекордно короткие сроки, экзамены сдавали прямо в цехе.
В пятидесятых годах, окончив очередные курсы, Михаил Петрович служил замполитом в части особого назначения, обслуживающей правительственный аэродром. На случай непредвиденной задержки высоких чинов республиканского значения здесь имелась гостиница с рестораном. Вот тут в 1958 году и встретился замполит Абрамов с никому тогда не известным Юрием Гагариным.
– Он обедал у нас, пока заправлялся их самолет. Мы познакомились. Юрий был общительным, вспоминал, как учился летному делу в Саратове, – рассказывает Михаил Петрович.
В апреле 1961 года Гагарин возвращался из Москвы на Байконур и был вынужден двое суток ждать летной погоды на том же аэродроме. То ли сказалось напряжение перед полетом, то ли просто хотелось ему человеческого общения, но в разговоре с Абрамовым он поделился новостью: через три- четыре дня ему лететь в космос. Рассказывал о подготовке космонавтов – таинственной «центрифуге». А когда самолет стоял уже готовый к вылету, кто-то принес фотоаппарат.
– Жаль, но так и нет у меня фотографии с Гагариным, – сокрушается М. Абрамов. – Прибежал особист, который все время рядом крутился, и засветил нам пленку. А вскоре после этого Хрущев сократил армию и разослали нас по дальним гарнизонам… Не довелось мне встретить Юрия Алексеевича еще раз.
В память о той недолгой встрече Михаил Абрамов в порыве чувств написал стихи, напечатанные в свое время в районной многотиражке:
Радио народ наш известило,
Что запущен в космос человек.
Разум, человеческая сила
Родину прославили навек.