Психологам хорошо известно, насколько слепа порой бывает родительская любовь. Оказываясь в плену собственного тщеславия и с поразительным упорством закрывая глаза на очевидное, мы нередко, сами того не желая, делаем детей несчастными, невротичными, закомплексованными или, напротив, просто невоспитанными.
Он такой умница!
Толе скоро 8 лет. «Кто бы мог подумать, что у нас с ним возникнет столько проблем?» – искренне недоумевает мама Толи. На самом деле подумать так мог каждый, кто проводил с ним хотя бы пару часов. «Никогда не забудет поделиться!» – умилялась мама, когда, отломив сестре лишь маленькую дольку шоколадки, Толик быстро запихивал в рот все остальное, или «Смотри, какой целеустремленный!» – когда, не обращая внимания на гостей, Толик визжал на одной ноте: «Пойдем читать книжку! Пойдем читать книжку!..» «Характером весь в папу», – говорила мама с гордостью, когда Толик совершенно игнорировал ее замечания. А теперь мама жалуется на неспособность ребенка контактировать с одноклассниками, нежелание учиться, конфликты с учителями, частые истерики, нервные срывы и др.
Никакого из нее толку...
Существует и другая форма слепой любви: когда родители, переоценивая возможности и способности ребенка, становятся сверхтребовательны и критичны. Эгоистичное желание родителей доказать себе и всем окружающим, что их ребенок необычайно талантлив, может обернуться для самого малыша необратимым комплексом неполноценности, парализовать волю, понизить уровень стремлений.
Шестилетнюю Катюшу привели на консультацию к детскому психологу с жалобой: не желает заниматься, готовиться к школе. Девочка была весела и раскованна, пока речь шла о ее успехах на занятиях гимнастикой. Однако, услышав просьбу нарисовать деревце, она сжалась, начала теребить в руках карандаш, не решаясь провести линию на бумаге. И постоянно оглядывалась на родителей. Мама заметно раздражалась, папа недовольно произнес: «Я говорил, никакого толку не будет. Пустая трата времени». В этой сфере девочка не оправдывала ожиданий родителей, и вместо того чтобы помочь ей, они усугубляли ситуацию резкими комментариями и вздохами разочарования. Ощущая психологический дискомфорт, Катя стала избегать ситуаций, где требовалось применение умственного потенциала...
Каждый родитель считает, что знает свое чадо лучше всех. Но задумайтесь, не видите ли вы то, что хотите увидеть? Приглядитесь, как на вашего ребенка реагируют окружающие, сверстники, что говорят учителя и воспитатели. Возможно, что ваша завышенная или, наоборот, заниженная оценка своего дитяти травмирует душу горячо (не сомневаемся!) любимой дочери или сына. Постарайтесь абстрагироваться от конкретной ситуации и взглянуть на ребенка глазами постороннего человека. Уверены, многое в ваших взаимоотношениях изменится в лучшую сторону.