В мотоспорт приходят сотни, но задерживаются единицы. Каждый месяц через балаковский мотоклуб «Турбина» проходит до 30 человек, это более пятисот мальчишек за 1,5 года. С этого сезона серьезно занимаются спидвеем около сорока. Одних пугают падения и травмы, другие устают от технической рутины. Лишь самые отважные, пройдя все испытания, снова и снова садятся за руль. Именно так, с преодоления себя, тридцать пять лет назад начал заниматься спидвеем легенда гаревой дорожки, ныне главный тренер нашей команды, Валерий Гордеев.
В спидвей Валерий пришел не так уж и рано – в десятом классе. Поначалу его совершенно не тянуло к этому виду спорта. Гонкам на мотоцикле, в отличие от старшего брата Владимира, коренастый паренек предпочитал рыбалку и охоту. Однажды –после того как Вову забрали в армию – Гордеев-младший случайно заглянул на тренировочный трек, где его и «поймал» тренер старшего брата и попросил попробовать себя на дорожке.
– Через год после первой тренировки, в 1970-м, меня включили в основной состав «Турбины», пошли первые результаты. В 1971 – выиграл чемпионат страны среди юниоров и чемпионат России среди взрослых. В 1972 – попал в финал чемпионата мира и занял тринадцатое место. Прозанимавшись спидвеем 23 года, пять раз выигрывал чемпионат страны. Вместе с братом дважды становились серебряными призерами чемпионата мира. К моим основным достижениям в спидвее можно добавить Золотой шлем Австрии и победу в финале континента. Потом, спустя значительное время, год отработал главным тренером команды «Мега-Лада», а в прошлом году стал наставником «Турбины».
– Валерий Дмитриевич, а легко ли работать тренером с нынешними гонщиками, поменялись ли их приоритеты в спорте? – Жизнь сейчас абсолютно другая. Если раньше мы ездили и не думали, сколько нам заплатят, то сейчас у спортсменов на первом месте денежный вопрос. Нет уже такого фанатизма и патриотизма, как у нас. Сейчас гонщики хотят иметь все, не прилагая к этому особых усилий. Им довольно сложно объяснить, что «если мы вкладываем в тебя средства и труд, то хотим видеть результаты».
– У тренера, наверное, должна быть стальная нервная система. – Я по жизни человек очень терпеливый, меня сложно вывести из себя. Поэтому на особо вспыльчивых и нервных спортсменов не обращаю внимания. Я долго к ним присматриваюсь, наблюдаю, но если решусь с кем-то из них расстаться, то это окончательно. Сначала пытаюсь, конечно, наставить на путь истинный… С гонщиками всегда бывает очень короткий разговор: вот дорожка, вот мотоцикл – покажешь результат, тогда можешь высказывать свои претензии тренеру. В противном случае – садись на скамейку запасных и наблюдай.
– С кем из гонщиков «Турбины» вам легче всего работалось в этом сезоне? – Конечно с Флюром Калимуллиным! Это гонщик еще наших времен. Что касается молодых…. Кирилл Филинов – это беда! Его на тренировку можно было либо вообще не дождаться, либо увидеть на треке в последний момент, хотя он очень способный парень. Если Ленар Нигматзянов с середины сезона начал четко приходить на занятия, работать над собой, то появился и результат: он здорово прибавил в мастерстве. Надеюсь, что в следующем сезоне Ленар еще больше подрастет, все задатки для этого есть.
– Сильно переживаете во время соревнований? – Да меня трясет всего! Очень волнуюсь! Наверное, мне еще тяжелее, чем гонщикам. Так и хочется выбежать на дорожку и подсказать, что и как надо делать. Хотя, признаюсь, почти перед любой гонкой мне ясен её исход, здесь чудеса бывают редко. И только травмы могут спутать карты.
– Как вы оцениваете достижения «Турбины» в этом году? – Мы могли выступить гораздо сильнее. Помешали травмы Матвеева, Филинова. Минигалеев пропустил выездную гонку в Украину и Прибалтику, куда не попал и Нигматзянов, не успев сделать загранпаспорт. Одним словом, наш «золотой фонд» по тем или иным причинам пропустил соревнования, в которых был нужен. Вообще, мы реально могли занять третье место, но не сложилось. В следующем году сделаем всё, чтобы подняться выше.
– Можете назвать самых способных гонщиков в клубе? – Из молодых – Филинов, Нигматзянов. Из группы подготовки – Косолапкин, Солдаев: те, кто за короткий промежуток времени прилично стали ездить. Осталось дать им возможность поучаствовать в соревнованиях. Из нашей школы спидвея, где занимаются мальчишки до 10 лет, перспективные – Водяков Артем, Цуканов Кирилл, Локтаев Саша, признаюсь, и мой сын неплохо ездит.
– В спидвее многое зависит от техники. Чем на сегодняшний день «Турбина» оснащена и что еще необходимо приобрести для команды?
– Сейчас в нашем распоряжении 17 мотоциклов фирмы «Ява» – с двигателем объемом в 500 куб. см – для участия в чемпионате России среди взрослых и юниоров и 2 австрийских кроссовых мото «КТМ» с 85-ю «кубиками» для юношей. В первом квартале следующего года будем закупать десять «Яв» и штуки четыре итальянских двигателя GM. Запчасти – крылья, рамы, колеса, вилки, ручки – очень быстро расходуются, поэтому к 2005-му году потратим на них, наверное, около трех миллионов… В идеале хотелось бы приобрести еще 10 детских мотоциклов.
Обязательно для всего основного состава закупим новую экипировку: классические комбинезоны с вшитой защитой. Будем стараться приобрести такой же «гардероб» и для детей. Ведь безопасность спортсменов – прежде всего. Материальная база клуба определяет все. На следующий год в бюджет города через областную думу на нас заложено чуть больше трех миллионов рублей, будем добиваться большей суммы. Весомо нас поддерживают балаковский мясокомбинат и пивкомбинат… Вообще, мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кто может оказать нам спонсорскую помощь. Для клуба это действительно важно.
– Ваш прогноз для «Турбины» на 2005 год? – А вот с этим не торопите. Еще не известно, кто придет в наш коллектив после нового года, когда закончатся контракты и гонщики начнут выбирать, где им остаться. Мы бы хотели видеть в «Турбине–2005» Григория Лагуту и Алексея Харченко. Плюс нам нужен один взрослый гонщик (по одному мы уже ведем переговоры). В идеале я представляю «Турбину» из балаковских ребят, как у нас было в свое время: ни одного легионера, всегда выступали только своим составом. Но пока мы готовим своих профессионалов, нам приходится приглашать гонщиков со стороны.
– Чем в межсезонье занимаются гонщики? – Часть основного состава на время отпуска разъехалась по домам, остальные проходят курс восстановительного лечения. А группа подготовки и юноши из школы спидвея тренируются по три раза в неделю: понедельник, среда, пятница – с 14.00. Это время выбрали для удобства воспитанников, потому как большинство учится в первую смену. В остальные дни спортсмены занимаются физической подготовкой и приведением своей техники в порядок. Зимой гонщикам предстоят постоянные тренировки по ледогари. Более того, клуб планирует проведение зимних домашних и выездных соревнований. Главное, чтобы погода не подвела.