От кого только я не слышала, что школьное образование в России оставляет желать лучшего! Наконец я решила немного разобраться в этом вопросе и пообщаться, в целях сравнения, по поводу обучения со своими соотечественниками, а также со знакомыми иностранцами по ICQ. Вот что мне удалось выяснить.
Многие из российских школьников хотели бы учиться по американской или же британской системе. А так ли они хороши? Предположим, мы попали в типичную американскую школу. Если мы попытаемся узнать у обычных американских школьников, где находится Россия, то многие нам не ответят. Некоторые ученики не скажут, какой формы, собственно, Земля. А зачем знать? Существуют авиакомпании, которые доставят до нужного места! Обязательный предмет – это история США. Да там и история-то еще небольшая – какая-то пара веков! Общий курс изучается очень поверхностно. Остальные предметы – факультативные. Обязательная программа по математике заканчивается у них уровнем нашего 7-го класса, также и английский язык, развитие речи, экология, естественные науки. А все остальное ребенок может посещать по своему желанию. Поэтому наши школьники, приезжая в Америку, учатся на отлично при условии знания языка, кроме, конечно, истории США.
Британцы в плане образования гораздо педантичнее. Учиться они начинают с трех лет от роду и бросают годам к тридцати. Но не все так печально. Государство обязуется учить только с 5 до 16 лет, а остальное зависит от желания самого учащегося. В возрасте 16 лет молодой британец должен решить: выбрать ли ему несколько предметов для более глубокого изучения, чтобы в дальнейшем получить высшее образование, или же пойти работать. Система британского образования довольно сложная. Государственные и частные английские школы имеют большие различия, поэтому нельзя всех учеников причесать под одну гребенку. Но вот когда говоришь англичанину, что в школе у нас примерно 17 предметов, то он недоуменно спрашивает: «А какие?». И если называешь, к примеру, литературу, то вряд ли сможешь доступно объяснить, чем мы на ней занимаемся. Им этого не понять.
Посему образование у нас более полное и развивающее. Наша школа – это не только «место, где нам дают ответы на вопросы, которые мы задавали» (из сочинения десятиклассника). В школе нас учат эмоционально-оценочному отношению к окружающему миру, эстетике, этике, помогают формировать собственное мировоззрение. Конечно, наша система школьного образования тоже несовершенна, не зря же ее сотрясают реформы. Но я думаю: хватит бесконечно оглядываться на Запад, надо наводить порядок в своем доме.