«Поэт в России больше, чем поэт!» – категорично заметил классик. Вот только интересно, чем же наши поэты отличаются от зарубежных собратьев по перу? Может быть, особой гражданской позицией, пророческим даром, условиями творческой среды или редкой способностью «глаголом жечь сердца людей»? Со всеми вышеперечисленными отличиями можно поспорить. И как бы там ни было, а, по моему стойкому убеждению, поэт – это наблюдательный, мастерски владеющий словом, талантливый, но… несколько ленивый человек. Именно лень способствует тому, что поэту в небольшое по объему стихотворение или поэму удается заложить примерно столько же информации, чувств, настроения, сколько писателю в многостраничный рассказ или повесть. И если эти рифмованные строки вызывают в вашей душе эмоциональный отклик – заставляют задуматься, грустить или улыбаться, чудесным образом меняя ваше настроение, – значит, перед вами плод творчества истинного поэта.
Сегодня у вас есть уникальная возможность открыть для себя стихи, которые никогда не публиковались, и познакомиться с их автором. Право, они того заслуживают…
Мое знакомство с Митей состоялось в прошлом веке, а именно 12 апреля 1986 года в общежитии медицинского института. Дату и место забыть просто невозможно, ибо общага на 2-й Садовой являла собою символ студенческой романтики. По выходным я приезжал сюда к друзьям, чтобы напитаться духом студенческого братства и окунуться в бурлящую атмосферу творческого веселья, так как в нашем учебном заведении с этим было сложно. В этот день в общежитии царило особенное оживление – 102-я комната накрывала столы, стаскивались стулья, с кухни на весь этаж разносились вкусные запахи. На вопрос: «Что отмечать собираетесь, День космонавтики, что ли?» – ответили: «Да ты что! Круче! День рождения Мити Шатилова!».
Судя по количеству суетившегося народа, в «республике Общага» намечалось грандиозное национальное торжество. Именинником оказался бородатый молодой человек невысокого роста, одновременно похожий на художника Никаса Сафронова и Александра Кутикова из «Машины времени». Может быть, тогда я впервые ощутил силу обаяния и харизмы, которую способен излучать человек. Ему были рады все, и даже лампочки в комнате, казалось, стали гореть ярче. На этом дне рождения я впервые услышал Митины песни: он пел их сам под гитару, пели и хором. Запомнилось впечатление от услышанного – это были очень сочные, зрелые стихи с яркими образами и оборотами. Тематика стихов касалась в основном учебы, студенческого быта и дружбы. Иллюстрацией вышесказанному может послужить стихотворение, посвященное друзьям:
За все закаты и рассветы,
За свет студенческой поры,
За мой апрель, за бабье лето,
За бесшабашные пиры,
За то, что знали цену чести,
За все, что позабыть нельзя,
За то, что мы сегодня вместе,
Спасибо вам, мои друзья!
За то, что я дружил с удачей,
За все свершенные грехи,
За то, что я так редко плачу,
За непрочтенные стихи,
За то, что дом мне часто тесен,
За то, что годы словно дни,
За то, что мы сегодня вместе,
Спасибо вам, друзья мои!
За то, что дождь сегодня в спину,
За то, что завтра снег в лицо,
Что все делил наполовину
И не считался подлецом,
За все бесхитростные песни,
Что спел для вас когда-то я,
За то, что мы сегодня вместе,
Спасибо вам, мои друзья!
За то, что впредь со мною будет,
За все, что будет хорошо,
Бог даст – подруга не забудет,
Бог даст – и я спою еще…
За то, что я так часто весел,
Но очень редко сыт и брит,
За то, что мы сегодня вместе,
Спасибо вам, друзья мои!
До блеска вымыты перроны
Слезами горестных разлук.
Лениво тронутся вагоны,
И лишь рукой помашет друг.
Что будет завтра – неизвестно,
Ну а пока – грустить нельзя.
За то, что мы сегодня вместе,
Спасибо вам, мои друзья! В то время он писал стихи сотнями. Казалось, что они легко, словно из рога изобилия сыплются из него. Можно было только удивляться, когда он успевает учиться, сдавать сессии, подрабатывать санитаром и сочинять такие разноплановые стихи.
Полностью этот материал можно прочитать в балаковском журнале "Мой личный город" № 5.