Сегодня, друзья мои сердечные, у меня настроение мечтательное. Мне сказали то, что каждая дивчина жаждет когда-нибудь услышать. Вот сижу и думаю, достоин ли мой ухажер того, чтоб я взяла предложенные им руку и сердце? А пока я размышляю в сладкой истоме, поразвлекайте себя забавными фактами из Интернета на эту тему.
У народов Сибири одной из распространенных форм брака была «колыбельная» форма, или сговор — то есть родители сватали детей, когда те находились еще в младенческом возрасте. Таким образом они страховали своих потомков от одиночества, которое расценивалось как самое большое несчастье в старости. У тувинцев сват от имени отца мальчика за много лет до предполагаемой свадьбы передавал родителям невесты вместе с подарками хадак — длинный шелковый платок. Если подарки принимались, то брачное соглашение вступало в силу. Хадак как гарантийный документ мать девочки укладывала в особую шкатулку, какие дарили дочерям во всех семьях. В такой шкатулке также хранились украшения и пуповина ее обладательницы.
При такой форме брака хакасы не платили заранее выкуп за невесту, но родители девочки несколько раз в год получали от родителей будущего мужа ценные подарки, а также продукты и вино. Правда, потом подобные расходы с лихвой окупались — приданое не могло быть меньше калыма. Однако самой распространенной формой брака у хакасов считалось похищение. Причем невеста часто была в курсе предстоящих «превратностей судьбы», да и выкуп уплачен. Если же молодой человек не был столь состоятелен и удал, чтобы совершить «похищение», а родители не обеспечили его (из материальных или иных соображений) юной женой, то оставался третий, наименее почетный способ «отблагодарить» за супругу — молодой муж отрабатывал у тестя несколько лет на хозработах и с чистой совестью заводил собственное хозяйство.
Не вступить в законный брак к 22–23 годам считалось неестественным и даже неприличным. В этом случае девушка получала «почетное» звание чурт айна — «домашний черт». (Кстати, по внешнему виду можно было легко определить семейный статус женщины: замужние носили две косы — тулун, заплетенные против часовой стрелки. Старые девы носили три косички. Женщины, имеющие внебрачного ребенка, обязаны были носить одну косу). Неженатый молодой человек продолжал оставаться для старших мужчин ребенком, а для детей — сверстником. Он не имел права принимать самостоятельные решения без ведома старшего родственника-мужчины. Так что обзавестись семьей в срок было еще и делом чести.
Нганасаны считали юношу готовым к началу семейной жизни только после того, как он сам добывал оленя. Отныне он признавался взрослым мужчиной со всеми вытекающими последствиями, о чем говорил особый орнамент на его одежде. Теперь можно было официально ухаживать за девушками и вступать в брак.
Как и самый северный народ Европы — скандинавы, нганасаны, являясь самым северным народом Азии, преуспели в особом виде поэзии. Такому творчеству, скорее всего, подойдет определение как импровизационно-иносказательно-аллегорическое. Сочиненные в таком ключе песни — кэйнгэйрся — являлись обязательной частью прилюдного ухаживания. Чем более красиво и замысловато объяснялся в любви поклонник, тем больше имел шансов (девушка тоже могла блеснуть способностями, не только расшифровывая эти гимны, но и отвечая в том же духе). Не обладая даром поэта-песенника-абстракциониста и композитора, претендент мог не состояться как будущий муж даже при достаточном количестве других достоинств.