Когда магазины «Гроздь» начали появляться в нашем городе, цены в них были ниже чем рыночные. Сейчас же все потихоньку становится дороже. А ведь руководство магазинов рекламировало свой товар как самый дешевый и обещало, что так будет и дальше. Что случилось?
С. СМИРНОВА
За разъяснением мы обратились к финансовому директору сети магазинов «Гроздь» Ирине Алексеевой.
– Я не считаю, что наши цены стали выше чем рыночные, – заявил директор. – Они остались неизменными на товары социальной группы, такие как яйца, молоко, хлеб. Кстати, наш хлеб – самый дешевый в вашем городе. И вообще цены на отдельные товары ниже чем в Саратове.
– Зато ваши крупы и макаронные изделия дороже чем на рынке. Цены на молоко и молочные продукты, особенно на привозные, на морскую рыбу выше. К тому же качество рыбы оставляет желать лучшего. Написано, что она заморожена в вакуумной упаковке, а упаковка вся рваная. И почему на овощи – капусту, картошку – цены скачут без всякой системы каждый день: то ниже, то выше? – Насчет круп ничего сказать не могу. Сеть большая, перекосы на местах бывают. Проверим. Что касается рыбы, то это не продукт первой необходимости. Поэтому снижать цены на нее ни к чему. И у нас она все равно лучшего качества, чем на рынке. Потому что мы завозим ее в небольших количествах.
Овощи мы берем у посредников. У тех самых, что торгуют и на ваших рынках. Только цены они нам заламывают другие. Поэтому мы и продаем дороже. Иногда цена на их продукцию меняется по два раза в день. Но если на рынке они начинают продавать дешевле, то мы этого позволить себе не можем – нам же надо на чем-то зарабатывать. Сеть несет больше затрат, чем рынок. У нас две тысячи персонала, и все есть хотят.
А вот что по этому поводу думает председатель Ассоциации предпринимателей Алексей Расходчиков: – С одной стороны, действия сети магазинов «Гроздь» абсолютно законны. Они вправе устанавливать практически любые разумные цены на продукцию в своих магазинах. С другой стороны, повышение цен – это результат частичной монополизации рынка. Как только один собственник занимает достаточно большую часть рынка, он начинает диктовать свои условия покупателю. Последние два года сети магазинов «Гроздь» и «Магнит» активно вытесняют с наиболее проходных мест других предпринимателей. Я не удивлюсь, если в ближайшее время другие сети также поднимут цены. Это называется сговором монополистов. На Западе за такими вещами четко следит правительство и пресекает их. У нас же, как всегда, – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Еще год назад Ассоциация предпринимателей предупреждала руководство города, что такая монополизация опасна не только для покупателей, но и для местных предпринимателей. Практика других регионов показывает, что монополисты начинают диктовать закупочные цены местным производителям. Поэтому вполне возможно, что у таких предприятий как «Балаковохлеб», «Мясокомбинат», «Молоко Поволжья», основная часть продукции которых реализуется в городе, могут возникнуть серьезные проблемы. Меры борьбы с монополистами разработаны. Но в этом процессе должны принять активное участие как предприниматели, так и жители города. Совместно с ними Ассоциация предпринимателей готова заняться решением этой проблемы.