Наталья Шеломенцева, директор фирмы «Балаковопечать» (сеть киосков и торговых точек по городу, ассортимент: газеты, журналы, открытки и сопутствующая продукция, стаж в бизнесе – 5 лет)
– Наталья Юрьевна, обычно бизнес делают на продуктах, обуви, косметике. Почему вы выбрали газеты и журналы? – Честно говоря, потому что это была одна из немногих тем, в которой мы хоть что-то понимали. Вместе с моей мамой, Зуевой Светланой Федоровной, я несколько лет работала в Роспечати и знала специфику продажи газет и журналов. Тогда, в 2000 году, отделов такого рода было очень мало, издания стали дорогими, и многие престали их выписывать. Мы решили открыть свою сеть киосков, чтобы людям было удобно покупать газеты по дороге домой.
Тяжелее всего было найти деньги, чтобы начать. Брали товары в кредит и, как говорится, по уши увязли в долгах. Банки тогда давали кредиты предпринимателям неохотно, в основном тем, у кого бизнес уже состоялся и имел большие обороты. Эта проблема, кстати, и сейчас актуальна: начинающих предпринимателей не кредитуют. Говорят, сначала отработайте 6 месяцев, год, а потом приходите. Но через год, может быть, уже и бизнеса не будет, деньги очень нужны в самом начале.
– В торговле очень большая конкуренция. Многие предприниматели разоряются в первый год работы. Как вам удалось выжить и развиваться? – Устояли, наверное, благодаря упорству и потому что не стоим на месте. Работать приходится каждый день, практически без выходных: я уже 4 года не была в отпуске. Мы стараемся постоянно придумывать что-то новое. На газеты и журналы нельзя делать большую наценку, выручают сопутствующие товары. Вот и приходится думать, что бы еще такое интересное привезти? Но в результате мы держим низкие цены и расширяем ассортимент: сейчас на каждой точке более 500 наименований товара.
– Помните ли вы самый счастливый и самый тяжелый момент, который пришлось пережить за эти пять лет? – Счастливые почему-то так сразу в голову не приходят, а вот тяжелый помню прекрасно. В прошлом году новенькая продавец забыла выбить чек, и сотрудники кассового отдела налоговой выписали нам штраф в 30 000 рублей. Для меня это был настоящий удар.
– В рядовом балаковце еще жив читатель или всю информацию он получает из теленовостей? Как вы считаете, есть ли будущее у вашего бизнеса, планируете ли вы развиваться? – Думаю, будущее у нас есть: люди опять начинают все больше и больше читать, интересуются новой прессой, модными журналами. Планы очень простые – хотим расширять свою сеть киосков. Здесь, правда, возникают проблемы – в последнее время практически невозможно получить землю под новые киоски. Хотя, например, со стороны архитектуры к нам претензий никогда не было – наши павильоны выглядят симпатично, в современном стиле.
– Ваши советы предпринимателю, который только начинает свой бизнес, делает первые шаги? – Сразу настраиваться на борьбу, на то, что обязательно будут сложности. И ни в коем случае не расслабляться, не почивать на лаврах. По опыту знаю, что, если все как будто бы идет хорошо, значит скоро начнутся проблемы. В такие периоды надо не уезжать в отпуск, а работать в полную силу и искать новые идеи.
– Самые яркие городские события последних недель – выборы в местный Совет и появление палаточного городка напротив здания администрации. Как вы относитесь к этим явлениям? – За выборами я, честно говоря, следила постольку, поскольку выдвинулись несколько моих знакомых. А в целом политикой практически не интересуюсь – некогда. Хотя, наверное, это и неправильно.
Женщин, протестующих на площади, полностью поддерживаю. Они молодцы – им столько приходится выдержать: холод, непогоду и насмешки в свой адрес, но они не сдаются. Хочется пожелать им победы.