Наталья СОБИНА в бизнесе 3 года, до этого работала библиотекарем на Балаковской АЭС. Сейчас ее бизнес состоит из парикмахерской эконом-класса для детей и пенсионеров и салона красоты в торговом центре «Гранат».
– Как вас угораздило уйти с самого стабильного в городе предприятия и податься в малый бизнес?
– На АЭС я проработала 13 лет, но мне всегда хотелось заняться своим делом, к тому же нравилось парикмахерское искусство. Вот поэтому и решила открыть парикмахерскую, взяла в аренду в своем же доме тамбур, переделала вход. До этого там ничего не было – просто никому не нужный угол.
Когда начала работать, было два парикмахера и два специалиста по маникюру, одной из них была сама я. Нам повезло – в 11-й микрорайон мы пришли одними из первых, наша парикмахерская находилась в доме, что для многих очень удобно. Сразу начали работать по новым технологиям, используя современное оборудование, – по-другому сейчас нельзя: люди хотят получать качественное обслуживание. Очень большую помощь оказали фирмы-поставщики, которые обучали маркетингу.
– У парикмахерского дела своя специфика, свои проблемы. Что для вас было самым сложным? – В бизнесе без проблем не бывает, но, по-моему, это только на пользу – преодолевая все трудности, понимаешь, нужно тебе это или нет, готов ли ты идти дальше.
С самыми большими проблемами мы столкнулись при подборе мастеров. После окончания училища только одна-две из 12 выпускниц могут сразу начать работать – остальных приходится учить. Но у нас любой мастер, если даже у него есть опыт, все равно стажируется.
Были сложности с открытием салона в торговом центре «Гранат». На открытие парикмахерской с услугами маникюра и педикюра и тренажерного зала со студией танца живота потребовались приличные дополнительные средства.
– Как обстоят дела сейчас, какие планы на будущее? – Сейчас у меня одна парикмахерская «эконом», она в основном для детей и пенсионеров. А вторая – это мой комплекс, где я постепенно увеличиваю спектр услуг, закупаю новое оборудование и тренажеры. Постепенно увеличивается поток клиентов, появляются постоянные. В планах – новые услуги: открытие массажного кабинета, солярия, на втором этаже собираюсь открыть хороший тренажерный зал как для женщин, так и для мужчин. Я всегда рассчитываю на среднего клиента – они, как правило, самые благодарные.
– Почему пришли в Ассоциацию предпринимателей? – В 2002 году я первый раз обратилась к вам, тогда у меня были проблемы с документацией. Мне нравятся ваши услуги, количество их постоянно увеличивается. Я сдаю у вас декларации и консультируюсь по различным вопросам.
– Чего хотите пожелать начинающим предпринимателям? – Терпения. Не ждать сразу моментальных результатов, после большого минуса всегда следует большой плюс. Относиться ко всему оптимистичнее. Сейчас еще много незанятых ниш в сфере услуг, и в то же время сейчас легче, так как есть к кому обратиться за советом. Необходимо постоянно вкладывать в бизнес, не бояться пробовать новое.