Карьера кадрового военного. У одних она складывается гладко и без потрясений. Другие колесят по всей стране, куда Родина пошлет: с теплого юга на Крайний Север. Так и Григорий Васильевич Шамлов, сделав круг длиною в жизнь, вернулся в родной Хвалынск капитаном технической службы в запасе.
Окончив в 1952 году школу, Григорий Шамлов решает пойти в военное училище. Военком порекомендовал морское авиационное в Перми. Уже в августе он при погонах курсанта. Курс ускоренный, так как в 1954 году авиация перешла с винтомоторной на реактивную. По распределению авиационный техник Шамлов попал на Черноморский флот, служил в поселке Кача, что в 18 километрах от Севастополя.
– Техническое обслуживание – работа неблагодарная, – вспоминает Григорий Васильевич. – Рано встаешь, поздно ложишься, работаешь по 12 часов в сутки. А воинские звания и отличия не так просто заслужить.
Время тогда было лихое: Советский Союз стоял в оппозиции всему миру. Тяжелый занавес разделял планету на две половины – мы и остальные. «Холодная» война велась по всем правилам. Но где бы ни служил Григорий Шамлов, никогда не было ни аварий, ни катастроф. То ли Бог миловал, то ли сам не плошал. Хотя направляли и в Чехословакию в памятный 1968 год. Как раз 21 августа, в день своего рождения, попадает он в город Будыевицы. Со стороны ГДР для подавления беспорядков зашли советские танки и самолеты. А без авиационных техников никак не обойтись. Вот и жили технари целых три месяца в палаточном городке и даже колодцы с питьевой водой сами рыли.
Побывал Григорий Васильевич и в сказочном Египте. Правда, направление определил совсем не ветер странствий, а правительственное задание. В то время вражеская для нас авиация Израиля разбомбила в дружественной нам стране Египте аэродромы. Советские военные специалисты, в числе которых и техник Шамлов, приезжают собирать военные истребители «МИГ-17». Миссия, ясное дело, секретная. Но… при посещении зоопарка наши вдруг услышали по репродуктору объявление: «Экскурсия русских пропускается бесплатно!» Восточный «телеграф» сработал почище нашей разведки!
Побывал наш герой и на Крайнем Севере. В 1961 году после службы в Евпатории и Донецке по замене направляется на Чукотку. Близ города Анадырь находился аэродром, где базировалась тяжелая авиация стратегического назначения под названием, конечно, тогда тоже засекреченным, «Угольные копи». Отдельная эскадрилья охраняла тяжелую авиацию и границу. Григорий Васильевич был направлен сюда в качестве техника звена в чине старшего лейтенанта. Суровые будни службы смягчала армейская дружба, сплоченность оторванных от мира людей. Если кто-то шел на рыбалку, улов делился на весь гарнизон.
Но куда бы ни забрасывала судьба, связь с малой родиной, Хвалынском, никогда не прерывалась. Каждый свой отпуск Шамлов спешил в родные места. Здесь его ждала мама и один из братьев, который всю жизнь прожил в Хвалынске.
На родной земле Григорий однажды встретил и свою судьбу – жену и верную подругу жизни Валентину Викторовну. Поженились они в 1955 году. Севастополь, где в то время служил Григорий Васильевич, имел статус закрытого города. Привезти жену туда можно было только через особый отдел. Вот и пришлось Шамлову из Симферополя любимую контрабандой перевозить. А потом уже чиновников перед фактом поставить. С тех пор Валентина Викторовна и Григорий Васильевич вместе служили и вместе работали. Даже когда пришлось на службу в Чукотский край уезжать, поехали вместе, оставив детей, судьба подарила Шамловым трех сыновей, в Хвалынске на добрые руки бабушки.
Всю жизнь прослужил Григорий Васильевич на благо двух стихий – водной и небесной. Был там, где скажут, где надо, потому что жизнь была такая, говорит он, не мы выбирали, а нас. И вот, имея за плечами почти 30 лет выслуги, вернулся к третьей стихии – земле.