Почему? Да потому, что все их миллионы нажиты, как правило, не совсем честным путем. Состоятельные люди есть, но, как и в прежние времена, они тщательно скрывают свои капиталы. Раньше были касты пчеловодов, зубных врачей, цеховиков, а также распределителей (тех, кто распределял дефицитный товар и через чьи руки импортные вещи попадали к спекулянтам). В советские времена было очень престижно и доходно заниматься пчелами. Имея от 20 до 100 семей при цене меда 5 рублей за килограмм, можно было за сезон заработать 20–30 тысяч рублей. Очень внушительная сумма, если учесть, что средняя заработная плата специалиста за год составляла две тысячи рублей. К тому же пчеловодство еще и сельскому хозяйству пользу приносило.
Горкомовские чиновники и управленцы различного ранга держали пчел не для наживы, а скорее для алиби или, как сейчас говорят, для отмазы. Это на тот случай, если бы пришлось отвечать, на какие средства чиновник с окладом в 150 рублей за короткий срок приобрел кооперативную квартиру, машину, да еще импортный гарнитур в придачу.
Был и другой путь к заветным миллионам. Благодаря «реформам» огневолосого Чубайса многие директора предприятий стали их фактическими хозяевами. Поменялся статус, но стереотип отупевшего мышления остался. Получив легальную возможность хапать руками и ногами, они просто обезумели от вседозволенности и стали набивать карманы. Мозгов не хватало даже на такую идею – если уж воровать, то не с убытков, а с прибыли. С размахом пропивается бывшее государственное имущество. Работает порочная схема: «Продал запчасть, пропил ее, можно пропивать другую».
Эх и богатое было у нас государство, если до сих пор не могут пропить нажитое «плохими» коммунистами. Конечно, приходится делиться с государственными мужами, но за это и долги спишут, и дадут обанкротить предприятие. Свой прикормленный человек всегда поможет. За примерами далеко ходить не надо. Была в городе мебельная фабрика, а стало не известно что. На смену акционерам пришло охранное агентство с громким названием. Имущество по частям переходит в собственность агентства, акционеры остались не у дел. Потеряв работу на бывшем родном предприятии, они бросились в стольный град Москву на заработки, да вот беда – не все оттуда живыми возвращаются.
И кого винить? Местная власть должна бы ответить, почему при наличии природных ресурсов предприятие становится нищим и продается за бесценок? Но она молчит. Так и хочется расценить такие действия по статье «Вредительство» и наказать по полной программе. Плохой руководитель, развалив предприятие, принес убыток людям, акционерам этого предприятия. По сути дела он залез к ним в карман, а согласно Конституции частная собственность неприкосновенна. Умышленное банкротство попадает под определенную статью УК РФ. Акционеры в этом случае – те же обманутые вкладчики.
Администрация и депутаты, которые должны стоять на страже интересов граждан, бездействуют. Да что говорить про депутатский корпус, если там давно уже нет представителей от простого народа, одни управленцы да предприниматели «единороссовской» ориентации.
Не все, конечно, разбазаривают и пропивают народное добро. Хвалынчане Миронов, Спирин, Граф, Пронин вряд ли входят в десятку самых богатых жителей города, хотя работают здесь давно и добросовестно. Первые номера в рейтинге местных миллионеров предпочитают оставаться в тени и не светиться. Ни к чему это. Так спокойнее.