Праздник 8 Марта, по убеждению многих, единственный день в году, когда мужчины по доброй воле берут на себя домашние хлопоты и даже пытаются приготовить нечто, называемое ими праздничным обедом. Также он примечателен тем, что мужчины бегают по магазинам в поисках подарков и цветов для любимых и не очень любимых женщин. Но так было не всегда.
Дамы постбальзаковского возраста вспоминают, что на заре их молодости 8 Марта хоть и считался Днем международной солидарности женщин, однако выходным днем не был. Поэтому подарков слабому полу никто не дарил и праздничных столов не накрывал.
Отношение к 8 Марта начало меняться после 1965 года, когда его сделали выходным днем. Радости народа не было предела. Но не обходилось и без эксцессов. Бабушка Ася вспоминает:
– Жили мы тогда в колхозе. Сосед свою жену в этот день завсегда вожжами пользовал. Очень ему было обидно, что для баб сделали праздник, а для мужиков нет. Гонял он ее по избе и орал: «Тебя партия и правительство уважили праздником, поставили выше мужика, а вот теперь я тебя уважу, чтоб не забывала, кто в доме хозяин!».
Традиции праздника вырабатывались долго и трудно. Поначалу это была обычная всенародная пьянка, которой сопровождались все советские красные дни календаря. Но парткомы и профкомы поставили себе цель: используя праздник, научить народ видеть в женщинах не только боевых подруг и соратниц, но и милых дам, достойных внимания и любви.
Идея насчет подарков и цветов, которые следовало дарить в этот день виновницам торжества, внедрялась в массы с трудом. Простые мужики не могли понять, зачем бабам вся эта ерунда, если у них есть они. К тому же на эти деньги можно купить бутылку. Но тогда у предприятий с финансами было попроще, поэтому милые пустячки дарили работницам за счет профсоюзов.
Труднее было с цветами: даже в крупных городах с ними в это время была напряженка. Теплицы были нацелены на производство витаминной продукции, и занимать посевные площади цветами никто не собирался. Кавказцы, возившие в те времена с юга чемоданами занюханные розочки, делали на этом за сутки целое состояние.
Вопрос о снабжении населения цветами всерьез обсуждался на высшем партийном уровне. Было решено искать новые ресурсы. Ими стали невзрачные желтые цветочки мимозы, которые в принципе уже давно завозились с южных широт. Но теперь этим поставкам придали государственный размах.
Постепенно выращивание цветов в теплицах к женскому празднику все же наладилось. В основном это были каллы и какие-нибудь примулы в горшочках.
Общими усилиями в умы мужчин была внедрена мысль о том, что в этот день они должны взять на себя все домашние дела и хоть раз в году дать женщинам отдохнуть от повседневных забот. Немало на этой почве потрудилась советская педагогика. Воспитательница детского сада с пятидесятилетним стажем Нина Алексеевна Воткина рассказывает:
– Партийные деятели почему-то были очень озабочены тем, как заставить мужчин 8 Марта помочь женщинам по дому. В те времена были сильны, как мы их назвали, мужские предрассудки, вроде того что ни один настоящий мужик не будет возиться на кухне и помогать жене с домашней работой. А если и возится, то он – тряпка и подкаблучник. Поэтому с юным поколением проводилась колоссальная работа по преодолению мужского шовинизма. В течение года в школах шли занятия на тему «Как я помогаю в этот день маме», а перед 8 Марта писались и сочинения. В детских садах этой теме были посвящены многочисленные мероприятия. Я помню, на этой почве были даже скандалы, когда папаши приходили в детсад и заявляли, что мы из их сыновей делаем девчонок. Но в конце концов помощь мужчин в женский праздник стала восприниматься как должное. Жаль только, что это восприятие не распространилось на другие дни года.