Вряд ли посетители хвалынского горнолыжного курорта знают, что в местной столовой готовит для них человек, кормивший в свое время первых лиц нашего государства.
Почти 12 лет отработал Александр Викторович Глухов поваром в кремлевской столовой и кормил не рядовых сотрудников аппарата Кремля, а лично «дорогого» Леонида Ильича Брежнева, Косыгина, Устинова и других кремлевских небожителей. На эту ответственную работу Александр попал по воле случая. Окончив после школы кулинарный техникум в городе Тольятти, устроился работать в номенклатурный санаторий «Светлана». Здесь-то и приметили талантливого молодого кулинара сотрудники 4-го управления, которые занимались обеспечением жизнедеятельности высших чинов советского руководства.
Как говорит Александр, поначалу было определенное волнение, но он справился и проявил свои кулинарные способности по полной программе. Вспоминая прошлое, Глухов рассказывает, что готовил и убирался не один. В его подчинении были технические помощницы, но звание шеф-повара обязывало, и большую часть кухонных работ он выполнял сам. Порой приходилось и картошку чистить, и мясо разделывать, и рыбу потрошить. Стоит ли говорить, что с продуктами проблем никогда не возникало, но экзотических блюд готовили мало. В основном подопечные Александра уважали русскую кухню. Особенно кремлевские едоки полюбили раковый суп по старинному русскому рецепту, который Глухов отыскал в кулинарной книге за 1812 год.
Вот он: готовите крутой рыбный бульон, отставляете его в сторону, затем варите раков. Хвосты опять же в сторону, а панцирь протираете через мелкое сито, добавляете сливочное масло и кипятите 5 минут. Рачьими хвостиками заправляете бульон, а перед самой подачей добавляете в тарелку полученную пасту из раков. Вкус у супа получается просто неземной! Брежнев любил жаркое, приготовленное из целой косули. Для мягкости и нежности вкуса мясо поливали оливковым маслом. Для шашлыка, весьма любимого генеральным секретарем, выбиралась молодая свинина и замачивалась в кефире, что было очень полезно высочайшему желудку.
За здоровьем номенклатурных едоков наблюдали личные врачи, которые снимали пробу со всех приготовленных блюд и составляли персональное меню.
Спиртное было в самом широком ассортименте, одной водки насчитывалось не менее 13 сортов. Несмотря на такое изобилие, выпивать спецконтингент умел, по крайней мере, Александр своих подопечных ни разу не видел в состоянии алкогольного опьянения. Времени на приготовление «кремлевского» обеда уходило не больше, чем на обычный.
Сложнее было подстраиваться под рабочий график чиновников высшего эшелона. Иной раз ужин подавали в полночь. Пока они поедят, пока уберешь, дело уже к утру, можно домой не уезжать. Так вот, частенько приходилось и ночевать в Барвихе.
Для Александра Глухова кремлевская работа закончилась с приходом к власти Михаила Горбачева. Весь штат правительственной резиденции в Барвихе был уволен. Наш герой некоторое время позанимался бизнесом в Первопрестольной, а потом вернулся в Хвалынск к родителям. Помогать старикам надо, это святое.
Сейчас в столице Александр бывает изредка, наездом, когда его просят организовать банкет или эксклюзивный ужин по высшему разряду. Недавно открылась столовая хвалынского горнолыжного курорта, Александр снова при своем любимом деле – кормит и VIP-персоны, и рядовых горнолыжников. Его кулинарное кредо остается неизменным. Еда должна приносить радость независимо от месторасположения кухни: в правительственной резиденции в Барвихе или в маленьком кафе провинциального Хвалынска. Только так!