Когда-то служба в армии считалась священной обязанностью каждого гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Называлось это – защита Родины.
Мы попросили известных и не очень известных людей нашего города ответить на несколько вопросов. В частности, как им служилось в армии. Служили ли их сыновья и кого, по их мнению, защищают нынешние солдаты.
Александр Паршин, глава муниципального образования город Балаково: – Когда я служил, бывало всякое, но не в таких масштабах. Другое было общество, другая армия. Ведь армия – это слепок с нашего государства, а государство строим мы, и в том, что оно плохое, виноваты мы сами. Поэтому армия не виновата, что она сейчас такая. А защищает она, конечно, Родину. А Родина – это все мы. Пока есть армия, мы существуем как нация, как страна, как государство. Не будет армии, ничего не будет.
Анатолий ГОЛОВИН, начальник инспекции Госстройнадзора, вспоминает: – Служил в Подмосковье у деревни Крюково. Никаких ужасов не было. Да, армейская жизнь сурова, но нас к ней готовили со школы. Мы приходили физически развитыми и носом, как нынешняя молодежь, не хлюпали. Все приходилось делать, в том числе и туалеты мыть. И ничего, мыли.
Сейчас же приходят в армию маменькины сынки и начинают свою линию гнуть: это я делать не буду, это тоже.
В то время мы защищали свою Родину. Когда в 68-м году началась заварушка на китайской границе, наш взвод написал заявления с просьбой перевести всех в действующие части.
Что касается моего сына, то ему пришлось повоевать в Грузии. Насмотрелся он там, конечно, всякого. Но никогда не жалел о том, что пришлось идти в армию. Я не знаю, кого и от кого наша армия защищает сейчас. Нам, наверное, надо защищаться в первую очередь от самих себя. Но страну тоже надо защищать, какая бы она ни была.
Геннадий УТЕНКОВ, заместитель главы БМО по социальным вопросам: – Армию вспоминаю с теплым чувством. Служилось хорошо, командиры были замечательные. Армия – это грубый мужской коллектив, в который надо влиться. Не обижать других и не давать в обиду себя. Дедовщины у нас не было.
Помню, был такой случай: узбека, хлипкого маленького паренька, привязали ремнями к турнику и начали учить подтягиваться – он не сдал норматив, и из-за него отделение не пустили в увольнение. Но не думаю, что это можно расценить как дедовщину.
Сын мой хотел служить в погранвойсках, но по состоянию здоровья в армию не попал, о чем жалеет. Кого сейчас защищает наша армия? Государство, конечно, наши границы, ну и внутренний покой. Наша страна – лакомый кусочек, поэтому ее надо охранять от разных посягательств.
Василий Николаевич Авдеев, пенсионер, бывший рабочий Химволокна: – Я служил в Заполярье в 52-м году. Ничего плохого о своей службе сказать не могу. Мы были, как в песне поется, одна семья. И если бы началась война, все как один взяли бы в руки оружие, и никому в голову не пришло бы от армии прятаться.
Да тогда на тех, кто не служил, вообще косо смотрели. Девки за них замуж не шли: а вдруг какой больной? Защищали мы тогда свою Родину, своих родных и близких. Кругом одни враги были, так и ждали, чтобы на нашу страну напасть. Сейчас кого защищают? Да, наверное, правительство и олигархов, чтобы им спокойно жилось.
Его сын, Сергей Васильевич, бывший инженер: – Я, как и отец, от службы в армии не бегал. Призвали – пошел. Тяжело было сначала, но потом втянулся. Даже собирался в военное училище поступать, но невеста отговорила. Отец прав, тогда мы защищали Родину, свое государство, которое о нас заботилось, чтобы там сейчас ни говорили. Кого мы защищаем сейчас, я не знаю.
Старший сын уже отслужил. Когда его призвали, у нас и в мыслях не было, чтобы как-то его от армии отмазать. А ему там досталось: 96-й год – в армии развал, солдаты никому не нужны. Кормить толком не кормили, зато на разные стройки каждый день гоняли. Вернулся он худой да еще с кучей болезней, которые до сих пор лечит. Посмотрели мы на это дело и решили: костьми ляжем, а младшего от армии убережем!
Дмитрий Савин, студент: – Служить в армии? Да никогда! Я там ничего не забыл, и терять мне нечего! Защищать Родину? А что это такое? Деревня в Липецкой области, где родились мой отец и дед, прекратила свое существование. Землю продали под частные охотничьи угодья. У нас капиталистическая страна, рыночные отношения. Вот пусть наши капиталисты свое богатство и защищают сами. А мне по барабану.
Анатолий, бизнесмен: – О службе в армии ничего плохого сказать не могу. Кормили хорошо, работой не обременяли, и вообще было весело. Мне есть что защищать – мой бизнес. Но сына в армию не отдам. Если с ним что случится, кому я все оставлю? В царской России богатые люди платили неимущим, чтобы они за их детей служили в армии. И все были довольны. Почему бы нам не ввести эту практику, если государство не в состоянии держать армию контрактников?
Лидия Свиридова, председатель Союза солдатских матерей: – Кого сейчас защищает наша армия? Кучку коррумпированных чиновников, людей, которые разграбили страну и накопили огромные богатства. При этом состояние вооружения нашей армии таково, что она вряд ли кого сумеет защитить. Все, что мы называем Отечеством, а точнее, наши земли и наши люди, – беззащитно. К тому же положение в армии на сегодняшний день таково, что, если военные получат приказ стрелять в мирное население, я не удивлюсь, если они не откажутся его выполнять.