Небывалый ажиотаж наблюдался в Балакове 22 февраля, когда над городом нависло облако, состоящее из вредных веществ. Несмотря на предпраздничный день, на ноги были поставлены все оперативные службы. Но объяснить, что это за смог и чем он опасен, специалисты в тот день так и не смогли. Анализ взятых проб воздуха был сделан только после праздников – и за дело сразу взялась природоохранная прокуратура.
Старший помощник Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры советник юстиции Владимир Дидикин поделился некоторыми результатами проверки.
– Итак, что же за смог был в городе 22 февраля? – Такого ажиотажа по поводу «тяжелого воздуха» я, признаться, не припомню за все 15 лет работы. Жители звонили и жаловались на тяжелый неприятный запах. Лаборатория по мониторингу загрязнения атмосферы станции Озерная зафиксировала превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по диоксиду азота (от 5,3 до 7,8 ПДК) и сероуглероду (от 6 до 7,8 ПДК). Учитывая юго-западное направление ветра, облако с отравляющими веществами шло со стороны Балаковского завода волоконных материалов и ТЭЦ-4. Эти предприятия – самые крупные в городе загрязнители. По правилам, в таком случае глава администрации должен подписать распоряжение о создании чрезвычайной комиссии – этого сделано не было. Комиссия была организована при управлении по делам ГО и ЧС. В нее вошли представители этого управления, сотрудники комитета охраны окружающей среды и природопользования при правительстве Саратовской области, специалисты-химики и представители ФСБ. Проверяющие побывали на предприятиях-загрязнителях. На данный момент проверка не закончена. Могу сказать одно: комиссия не установила залпового выброса вредных веществ ни на одном из проверенных предприятий (БЗВМ, ТЭЦ-4, завод имени Маминых). Но это предварительный вывод. На данный момент проверка продолжается, поскольку представленных комиссией в природоохранную прокуратуру материалов недостаточно для того, чтобы дать полную объективную юридическую оценку случившемуся. Состав комиссии будет расширен: в нее войдут специалисты Роспотребнадзора.
– Руководитель отдела экологии при администрации Александра Данилова сообщила, что была виновата погода: высокое атмосферное давление, направление ветра в сторону города, небольшая скорость воздушных масс. Так ли это? – Выводы делать рано. Итог будет подведен по заключению комиссии. Кстати, прокуратурой также проверялась станция Озерная. В ходе проверки выяснилось, что в сентябре 1999 года было подписано постановление администрации БМО, в котором указан список предприятий-загрязнителей атмосферного воздуха. Эти предприятия обязаны были заключить договор с центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Их всего 16. Так вот из них только 2 предприятия – БМУ и БРТ – такие договоры заключили. Выходит, что с 2000 года и до настоящего времени постановление руководством предприятий не выполняется. Следовательно, на 14-ти предприятиях нет контроля со стороны независимых контролирующих организаций.
– А откуда взялась столь высокая концентрация диоксида азота? – Диоксид азота выделяется при сжигании любого вида топлива. К слову, на момент инцидента ТЭЦ-4 работала на смешанном топливе, используя мазут. Кроме того, учитывая, что городские дороги сейчас находятся в ужасном состоянии, и машины, буксуя, выбрасывают большее количество выхлопных газов, львиную долю выбросов дает автотранспорт.
– Насколько я знаю, до 2004 года на территории Балакова базировалась лаборатория аналитического контроля, которая брала пробы воды, воздуха, почвы в 4-х районах (Балаковском, Хвалынском, Вольском, Духовницком). Что с ней сейчас? – С весны 2004 года произошла реорганизация в научно-исследовательском институте экологии Нижнего Поволжья – лаборатория была расформирована. У местной власти не нашлось средств на ее содержание, поэтому лаборатория с хорошей базой и специалистами была закрыта. Лаборатория была очень мобильной, анализы специалисты делали буквально с колес. На данный момент при загрязнении окружающей среды трудно установить источник загрязнения: не хватает мобильности. И, сами понимаете, упущенное время играет против нас.
– Стоит ли балаковцам ждать улучшения ситуации в городе? – Бесконтрольный выброс отравляющих веществ будет продолжаться до тех пор, пока не будет налажен четкий контроль со стороны органов местного самоуправления – в городе и объективный производственный контроль – на каждом предприятии.