7 апреля в Хвалынском художественно-мемориальном музее К. С. Петрова-Водкина открылась выставка художника В. В. Полякова. В этот день ему исполнилось бы 70 лет. Он не дожил до своего юбилея. А незадолго до внезапной кончины в последнем интервью, данном журналисту местной газеты «Звезда», процитировал любимого Блока…
Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица. Случай подстерег его в родном и любимом Хвалынске, который он воспевал в своих рисунках и стихах. Символично, что душа его – над нами, над этим местом, гением которого он был. И его жизнь действительно «без начала и конца» – такие люди, как он, становятся связующим звеном в цепи исторической памяти, они соединяют Время и Вечность.
От Бога ему досталось главное – талант, все остальное – результат непрестанного труда прежде всего над собой, борьбы со своим недугом и с тем, что стоит на пути и мешает творчеству. Он свято верил, что слово никогда не бывает безответным в пространстве культуры, и это пространство он как мог сохранял в душах людей, так или иначе соприкасавшихся с ним.
Владислав Викторович, как Дон Кихот, рыцарски служил искусству до самозабвения. Он всегда помнил негласный закон: художник должен выбирать между талантом и деньгами – как только первое приносит ему второе, так сразу второе лишает его первого. И выбор сделал в пользу первого: был бессребреником, бескомпромиссным максималистом в искусстве, но довольствовался малым в быту.
Эти качества у него корневые: он родился в Хвалынске в большой и дружной семье потомственных учителей. Может быть, поэтому и сам тяготел к педагогике: после окончания Пензенского художественного училища им. К. Савицкого и ленинградского филиала Московского полиграфического института преподавал рисование, черчение и музыку в сельских школах. Он умел заразить словом, увлечь искусством.
Уже позже, вернувшись на постоянное местожительство в родной Хвалынск, он часто приходил в школы – иногда с гитарой, иногда со своими рисунками или рисовальными инструментами, читал наизусть стихи любимых поэтов.
В доме своего деда Петра Александровича Ворожейкина, расстрелянного в 1937 году, он поддерживал атмосферу высокой духовности: минимум цивилизации, максимум творчества – так можно определить его кредо. Тишину в доме нарушала только музыка – Поляков часто разучивал гитарную классику – он прекрасно владел шестиструнной гитарой. Владислав Викторович, как дрожжи в тесте, постоянно хотел поднять эту тихую размеренную провинциальную жизнь на некую духовную высоту, был генератором идей, например, хотел в доме своих предков создать музей быта конца ХIX – начала ХХ веков.
Как все угловые дома, замыкающие кварталы в Хвалынске, построенный в конце ХIX века с особой тщательностью, этот дом был ориентиром для всякого прохожего и проезжего. Освещенный многочисленными окнами, выходящими на запад и юг, украшенный наличниками старинного рисунка, типичного именно для Хвалынска, он являл собой внушительный семейный «ковчег». Поляков бережно относился к каждой вещи, мебели, интерьеру. Болезненно воспринимал любое «инородное» внедрение в устоявшуюся обстановку. Хранил старые петли от ворот, щеколду от калитки, детали домовой резьбы, надеясь на будущее восстановление и реставрацию дома.
7 апреля, в день рождения художника, на доме, в котором Поляков провёл свои последние 10 лет, появилась мемориальная доска. Его большой друг, известный блоковед С. С. Лесневский, очерк памяти, посвященный Владиславу Полякову, заканчивает такими словами: «Пусть же памятником Полякову станет… нежно любимый мастером-чародеем сказочный, загадочный, манящий Хвалынск… С высокого холма, где покоится художник, видно далеко...»