Все исторические хроники едины в том, что Балакову без малого 250 лет от роду, и это действительно так. Но любимому всеми нами городу-мечте с просторными магистралями и высотками только что минул свой собственный юбилей. 1 июня 2006 года всем нам стукнуло пятьдесят лет. Ровно полвека исполнилось легендарному Саратовгэсстрою, которому город обязан своим вторым рождением.
Новорожденный трест начал амбициозно, как повелевали те времена, с возведения Саратовской ГЭС (первой из пяти балаковских всесоюзных ударных комсомольских строек), которое тоже началось в июне 1956 года. Все эти вроде бы известные вехи обретают совсем иное звучание в устах ветеранов Саратовгэсстроя, выпестовавших город своими руками.
Леонид Евсиович:
«Я ЗНАЛ,
НА ЧТО ШЕЛ!»
Леонид Лазаревич Евсиович в Саратовгэсстрое как раз с 1956 года. Начальник энергорайона, а затем и главный энергетик треста. За трудовые заслуги награжден орденом «Трудового Красного Знамени», «Знаком Почета», медалями. В августе Леониду Евсиовичу исполнится 80 лет, но он еще ни одного дня не был на пенсии.
Нашего героя мы отыскали на кафедре физвоспитания БИТТиУ. Со времен, когда еще директором политеха был Анатолий Дворядкин, работает он здесь учебным мастером, следит за сохранностью спортивных снарядов, мячей, лыж. Невероятно, но за 18 лет работы в спорткомплексе «Буревестник» он ни разу не плавал в бассейне.
– Плавать я люблю, но только на Волге: там вода живая, – улыбается Леонид Лазаревич. – Еще обожаю певчих птиц. У меня всегда жили канарейки, щеглы.
Евсиович и сам когда-то здорово пел. Во время учебы в Томском институте железнодорожного транспорта играл в джазовом оркестре на трубе-теноре.
Когда в стране наступила эпоха великих строек, молодой специалист отправил письмо в Москву с просьбой, чтобы его направили на какую-нибудь большую стройку. Ему предложили работу на Куйбышевской ГЭС, а вскоре пришло время лететь в Балаково.
Именно с самолета Евсиович и разглядывал впервые наш городок, чтобы выяснить, где можно будет строить мощную подстанцию. Будущей великой стройке нужна была прежде всего электроэнергия. Первые линии ЛЭП пришлось тянуть из Сызрани, а первую подстанцию заложили в районе стадиона «Труд» (она до сих пор исправно работает).
– Я знал, на что шел! Ведь строители, как военные и геологи, всю жизнь едут и едут за работой. Хорошую квартиру в Жигулевске с ныне покойной супругой Анной Васильевной мы поменяли на крохотную комнатушку по улице Почтовой, 43. Что с того, что из полуподвальных окон был виден только тротуар? Все это мелочи, ведь у нас было столько планов!
В подчинении начальника энергорайона было под пятьсот человек, и он всех знал не только в лицо, но и по имени-отчеству. Даже будучи еще совсем зеленым руководителем, степенный Евсиович никогда никому не хамил, в том числе и отъявленным матерщинникам, чем сразу снискал себе уважение. Ветеран помнит, как ломали целые улицы старого города, подлежащего затоплению. Волгу перекрывали дамбой, возя день и ночь многотонные бетонные пирамиды-тетраэдры.
– Бетонные пирамиды засыпали бутовым камнем, замывали песком. У каждого земснаряда была своя плавучая подстанция, работу которой мы и обеспечивали. И хотя глубина Волги достигала 10–15 метров, мы ее, непокорную, все же приструнили.
Главным энергетиком управления Саратовгэсстроя Леонид Лазаревич стал тогда, когда началось строительство шлюзов на судоходном канале. Орден «Трудового Красного Знамени» ему вручал во Дворце строителей первый секретарь обкома Алексей Шибаев.
– Старикам кажется, что раньше жизнь была лучше. И это понятно. Сейчас в моде другие стройки: магазины растут как грибы, но город давно уже застыл в своем развитии. Полвека назад здесь была большая деревня. Нынешним же красивым современным городом я очень горжусь.
Виктор Чалык:
«ПРЕДЕЛА НАШИМ
ПЛАНАМ НЕ БЫЛО!»
Общий стаж другого видного ветерана Виктора Андреевича Чалыка – без малого пятьдесят лет, сорок из них отдано Саратовгэсстрою. Работал прорабом, начальником участка, директором завода, замначальника управления Саратовгэсстроя. Награжден орденом «Знак Почета», имеет звание «Заслуженный строитель РФ», лауреат премии Совета министров СССР. Сейчас получает пенсию 3 200 руб., к которой доплачивают 600 руб. за орден. Живет с супругой в трехкомнатной квартире и коттеджа никогда не имел, потому что, когда их давали, не думалось об особых удобствах. В 77 лет на даче размером в 12 соток он работает так же вдохновенно, как и в прежние годы в Саратовгэсстрое.
В Балаково Виктор Андреевич приехал тоже с Кубышевской ГЭС, а до этого строил еще и Цимлянскую.
После окончания сварочно-механического техникума в Днепропетровске в 22 года он уже получил должность производителя работ. Правда, сначала едва не попал в Находку, где собирались строить подземный туннель между Сахалином и материком (оцените масштабы замыслов, пусть и неосуществленных!).
Работая в Балакове, Виктор параллельно учился на вечернем отделении политехнического института. Пять лет подряд вставал в 4.30 утра, готовился к занятиям, а потом шел на работу. Привычка рано просыпаться у него сохранилась до сих пор. Начальником участка он стал в 29 лет – отвечал за поставку стройматериалов на строительство гидростанции.
– Кроме цемента, арматуры и леса все остальное мы умели делать сами. Ведь стройка – это часовой механизм, и каждый винтик нужно обеспечить работой. Одна только подготовка к строительству ГЭС шла 5 лет, два раза она была на грани консервации.
Стране срочно понадобилась кордная нить для развития ракетной промышленности. В Балакове, где уже имелась мощная строительная база, началось возведение Химволокна. На ГЭС в это время работы велись постольку поскольку. Второй раз стройка почти прекращалась, когда Никита Хрущев решил, что выгоднее строить теплоэлектроцентрали, и все наши силы были брошены на ТЭЦ-4. Но вскоре все встало на свои места. Только вдумайтесь, на ГЭС в отдельные дни приходилось выдавать до пяти тысяч кубометров бетона!
Хорошо помнит Виктор Андреевич и два своих выговора. Первый – схлопотал за необеспечение своевременного ввода жилья. Тогда ежегодно сдавали не менее 130 тысяч кв. м, но считалось, что это далеко не предел. А однажды «чалыковцы» не успели вовремя обломать лед. В результате разорвалась труба, подававшая воду на бетонный завод со всеми вытекающими отсюда взысканиями.
Мало кто теперь уже знает, что Саратовская ГЭС строилась по уникальной технологии, разработанной Николаем Иванцовым. Чтобы внедрить свое детище в жизнь, он возглавил Саратовгэсстрой, переехав сюда из Москвы. Потом Иванцова перекинули на строительство КамАЗа в Набережные Челны, и только тогда строительство ГЭС возглавил будущий Герой Соцтруда Александр Максаков.
А еще Виктор Андреевич любит вспоминать, как в Балаково из столицы наезжал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Он живо, без начальственной спеси и гонора, интересовался не только ходом строительства ГЭС, но и тем, как в городе решаются социально-бытовые вопросы. Нынешний премьер-министр может и был бы рад посетить грандиозную стройку, только где ж ее, такую стройку, в современной России сыщешь?
На пенсию Виктор Чалык ушел вскоре после распада СССР, в 67 лет. Сейчас помимо садоводства много читает. Свою библиотеку он собирал всю жизнь. Иногда ветеран-строитель вспоминает, как мечтал стать военным, а супруга до сих пор его в шутку корит, что не дал ей закончить университет.
– Но мы с моей Лидочкой люди счастливые. Построив родной город, все вместе мы создали и великую страну.