Вот уже полгода каждое мало-мальски крупное село в Балаковском районе является самостоятельным муниципальным образованием. Со своим главой, депутатами и в перспективе – собственным бюджетом. Так повелевает обустроить жизнь на селе новый закон о местном самоуправлении, критических слов в адрес которого сказано куда больше, чем занимает места на бумаге сам этот закон.
Нужно ли такое нововведение селу? И могут ли на данный момент сельские поселения решать собственные проблемы – с такими сомнениями мы отправились в село Кормежка к председателю местного Совета депутатов Владимиру Дзюбаку. – Владимир Порфирьевич, что за люди в вашем селе стали депутатами? Ведь ни крупного бизнеса, ни активных политических деятелей у вас нет…
– На селе ведь выбирают не политиков, а тех, уважение к кому складывается годами. В составе Совета у нас худрук Дома культуры, завуч школы, соцработник, два медика, водитель, пенсионер-электрик и ваш покорный слуга, ранее возглавлявший администрацию села. Немного из этого ряда выбивается директор Саратовского рыбокомбината, однако и он уже давно живет в нашем селе.
Но больше всего мне нравится, что в Совете есть настоящая, хоть и небольшая, оппозиция. Мне от них порою крепко достается, но критика всегда только помогает в работе. – Какие вопросы решает ваш Совет?
– Пока наши решения касаются больше бумажной работы. Как и все муниципальные образования, мы закладываем законные основы для всего, что будет происходить в дальнейшем. Нам необходимо принять ряд положений и прочих нормативных документов, чтобы в будущем не испытывать никаких проблем с законом.
Например, будет у нас в следующем году собственный бюджет. Но как мы его сформируем и потратим, не имея положения о бюджете? – А более общо – нужна ли была эта реформа самоуправления?
– Конечно, нужна. Нам и сейчас-то не хватает полномочий и прав. Приведу два конкретных примера. На данный момент обеспечение сельчан водой является обязанностью района. Чем это оборачивается на практике? Создано муниципальное предприятие «БРКС». Каждый выезд на поломку с учетом того, что машина приезжает из города, обходится более чем в десять тысяч рублей. Если же водопровод перейдет в наше ведомство, мы будем производить те же работы, только в несколько раз дешевле. Ведь ту же технику, которую пригоняют из села, готовы предоставить и фермеры. Но только в том случае, если водопровод будет НАШ, а не дяди из города. Село Подсосенки уже пошло по такому пути: создали свое предприятие ООО «Гейзер» и сами будут обслуживать коммунальные сети села.
Похожая история со свалкой. На данный момент она находится в ведении района – и что толку? Мы можем сами привести ее в порядок и, главное, не платить «чужому дяде» за вывоз мусора. И опять же – большинство сельчан с удовольствием примут участие в ее обустройстве, если только она будет принадлежать селу. – И, простите, на какие средства вы все это собираетесь делать? Из чего будет слагаться ваш бюджет?
– Сейчас мы занимаемся формированием налогооблагаемой базы. Рекомендуем сельчанам проводить регистрацию собственности на землю и имеющегося имущества. Ведь основные налоги поселенческих муниципальных образований – земельный и на имущество физических лиц. Конечно, у процесса регистрации две стороны: сельчане, узаконив принадлежащее им имущество, будут больше платить. Но если сельская казна будет пустой – с депутатов и спросить будет не за что.
Вообще, на бюджете отразятся любые положительные изменения. Яркий пример тому – возрождение в Криволучье мужского монастыря. Это место уже сейчас притягивает туристов и паломников. Рядом с монастырем построен новый магазин (а это дополнительный земельный налог). Это только первая ласточка. – Какие у вас прогнозы развития села в ближайшие годы?
– Самые оптимистичные. Хотя бы потому, что у меня есть в этом и свой, «шкурный», интерес (смеется). Девять лет назад я купил дом за 80 000 рублей. И хочу продать его в будущем значительно дороже. Но для этого необходимо, чтобы село наше было стабильным, развивающимся, зажиточным. А для этого управленцы на уровне сельских муниципальных образований должны не политиканством заниматься, а думать исключительно об общем хозяйстве во всех его мелочах.