Эти картины купить невозможно. Их можно найти лишь в музеях Великобритании, куда, увы, мало кто из нас в состоянии съездить.
Коллекцию точных лазерных копий английских авторов XIX века нашему городу предоставил Рериховский центр духовной культуры, что в Самаре. Недавно бесценные полотна были в самарском выставочном зале «Радуга», куда ежедневно приходили сотни зрителей. Теперь и мы приобщены. Новая экспозиция работает ежедневно, кроме выходных, в выставочном зале художественной школы № 1, что в 8а микрорайоне.
Первым зрителем потрясающей коллекции стал начальник управления культуры Анатолий Абрамов. Заглянув в выставочный зал, шеф балаковской культуры, по-моему, был потрясен увиденным.
Больше всего директора худшколы Владимира Тумбакова, кстати, отличного художника, поразила картина Филипса Стира «Дети, гуляющие босиком по морю в Уолберсвике». Не удержавшись, он восторженно произнес: «Сколько здесь воздуха!».
В работах Стира чувствуется влияние французского импрессионизма, проникшего на остров вечных туманов в XIX веке. В это время художники стали осваивать новые стили и технику живописи.
Блестящий акварелист Стир вместе с другим английским художником Сиккертом стал основателем творческого объединения «Новый английский художественный клуб», куда вошли почти все известные художники Англии, чьи картины и представлены на выставке.
Картинки повседневной жизни, бытовые, уличные и семейные сценки окрашены легким юмором. На одной из таких картин «Капитан и его помощник» Жак Тиссо мастерски выписал лица людей. У моряков они загорелые и мужественные, а у дам, провожающих их в плавание, нежные и бледные.
Среди известных персонажей картин есть и мадам Готре. Она изображена в сильно декольтированном черном платье с гордо поднятой головой. Автора этой работы Джона Сарджента едва не арестовали за то, что он посмел свою картину выставить на показ. В чопорной Англии не разрешалось «рекламировать» людей, принадлежащих к определенным политическим кругам. Дама в черном платье – одна из тех, на кого был наложен запрет.
На выставке можно увидеть и неповторимую работу Форда Брауна «Иисус, омывающий ноги Петру», которому, как известно, были доверены ключи от рая. А омовение ног в мифологии означает снятие грехов.
Эта картина не единственная, связанная с мифологией. На выставке представлена целая серия работ, выполненных маслом и акварелью по мотивам шекспировских сюжетов. Здесь можно полюбоваться и картинами предыдущей экспозиции «Восток глазами западных художников XVIII–XIX века». Самарский центр культуры продлил ее работу еще на несколько месяцев.