В 24-м номере «Сути» от 13 июня 2006 года была опубликована статья «Как всю страну судимой сделать?», в которой шла речь о контрафактной аудио- и видеопродукции. Статья вызвала резонанс у наших читателей. Многие (но не все) сходились во мнении: «Пиратству – бой!». Так или иначе, вопрос остается открытым. Ниже публикуются два материала на эту тему.
Как известно, пиратской аудио- и видеопродукции правительство в последнее время объявило беспощадную войну. Однако, судя по всему, многие оправдывают пиратство и находят, казалось бы, существенные доводы в его пользу.
Предприниматель и музыкант Михаил Околиздаев с этим категорически не согласен. По его мнению, пиратство в любой области нашей жизни недопустимо.
– Пираты подделывают компакт-диски, лекарства, запчасти для самолетов. Пираты подделывают абсолютно все. Это такая же проблема для нашей страны, как и коррупция.
В статье о пиратстве представлено два мнения. Одно – предпринимателя, который каким-то образом все-таки соотносится с пиратами, другое – сотрудника правоохранительных органов, который с ними борется. Казалось бы, их мнения должны кардинально расходиться. Однако мыслят они абсолютно одинаково и только в силу обстоятельств находятся по разные стороны баррикад. Я не согласен с тем, что борьба с пиратством началась «почему-то с Балакова». Наоборот, до Балакова это наконец-то дошло!
Хочу остановиться на некоторых высказываниях этих людей и выразить свою точку зрения. Сотрудник прокуратуры не прав, утверждая, что переход на лицензионное качество и соответствующие цены ударит по карману многочисленных покупателей.
Так ли уж сильно они пострадают? Позволю себе не согласиться с высказыванием о том, что лицензионная продукция стоит очень дорого, недоступна рядовому потребителю, и если уничтожить пиратские копии, то мы останемся без музыки, кино и программного обеспечения. Цена на продукцию корпорации «Майкрософт» зависит только от наценок дилера, но она не столь высока, как утверждает помощник прокурора. В Балакове в любом компьютерном магазине можно купить лицензионную программу Windows XP от 2025 рублей до 8000, но никак не за 800 долларов. Лицензионные диски с музыкой стоят от 100 до 200, видео – от 100 рублей. Если вам не по карману лицензионное программное обеспечение – загляните в Интернет: там можно найти программу на любой вкус и совершенно бесплатно. Это не пиратская копия, поскольку ее создал некий программист и сам выложил для общего пользования. Не хотите платить деньги «Майкрософту» – скачайте ее, и вы не нарушите ничьи права. У вас есть свобода выбора!
Что же касается предпринимателей, то продажа лицензионных дисков ударит прежде всего по их карману. Ведь практически все они используют контрафактную продукцию, недостатка в которой пока что нет. Если проанализировать стоимость пиратского диска, то сам диск стоит копейки, даже меньше стоимости записи. В сумме себестоимость равна 6–7 рублям, а продают их рублей за 70–100. Пираты, не вложив в фильм ни копейки, получают огромную прибыль. Вообще, если очистить рынок от пиратской продукции, то ее место займет лицензионная. Из-за увеличения объема производства уменьшится себестоимость продукции. И, как знать, возможно, лицензионные диски будут стоить гораздо дешевле пиратских.
А теперь позвольте оспорить мнение, что качество пиратской видеосъемки в залах кинотеатров, перенесенной затем на диски, ничуть не хуже, чем качество фильма на лицензионных дисках.
При оцифровке кинофильма работа идет с каждым кадром на очень дорогой аппаратуре. Убираются все погрешности пленки: пятна, царапины, подчищается звук. Как можно после этого говорить о том, что пиратские копии, снятые в зале, ничуть не хуже? С тем же успехом их можно было бы делать и с экрана телевизора и считать, что они не проигрывают в качестве.
Нельзя говорить и о хорошем качестве копий, снятых с лицензионных дисков. Лицензионные диски, для того чтобы на них уместилось как можно больше информации, делают двухслойными. Пиратам использовать двухслойные диски невыгодно – это слишком дорого. Поэтому они ужимают фильм и размещают его на обычных дисках. В результате качество копии резко ухудшается.
Вообще вопрос пиратства - вопрос принципиальный. Я опросил моих знакомых на предмет того, стали бы они покупать газету «Суть», если бы она была отпечатана на принтере, была меньше по размеру, но выходила бы на день раньше оригинала и стоила бы всего два рубля? Ведь в принципе это можно сделать: нашел человека в типографии, заплатил, тебе скинули набор газеты, а ты ее распечатал на принтере. Многих этот вариант вполне бы устроил. Но ведь это, в конечном счете, воровство. Если мы желаем развиваться в лучшую сторону, то не должны потакать пиратству в любых сферах деятельности, а мы должны с ним бороться, и наш закон позволяет это сделать.