Cегодня
   
Новости сервера Suty.ru
15.06.2009 Восстановлена работа сайта!
Добро пожаловать на сайт/архив газеты "Суть" за 2003-2006 года. Это история жизни нашего города с точки зрения газеты "Суть" ..   Далее...
15.06.2009 Восстановлена работа сайта!
Добро пожаловать на сайт/архив газеты "Суть" за 2003-2006 года. Это история жизни нашего города с точки зрения газеты "Суть" ..   Далее...
30.05.2006 Кто заставит их работать?

   Главная новость дня: Александр Чутьев, председатель КЖХ, депутат и главный ревизор, оставил жилищно-коммунальную ни..   Далее...

30.05.2006 Долгожданка

   Долгожданная горячая вода начала-таки поступать в жилые дома, но очень неравномерно. К примеру, в старых микрорайон..   Далее...

30.05.2006 Как сазана вода

   В сбросном канале была обнаружена всплывшая мертвая рыба (15 сазанов). Экологами были отобраны пробы воды. По словам..   Далее...

   Поиск в статьях:
   
Нравится ли вам наш сайт?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить


Результат опроса
О газете
Рекламный отдел
Прайс-листы
Контакты

Все cтатьи
Номера газеты
Политика
Общество
Жизнь
Гражданские инициативы
Вопрос юристу
Не может быть
Наши соседи
Здоровье
Дом и семья
БУМ
Село
Потребителям
Досуг
Наше время
Тексты песен
Мой Личный Город
Культура
Спорт
Криминал
Архив новостей
Подписка на рассылку

Литературные страницы
Доска объявлений
Гостевая книга
Знакомства

Тайна пещеры монаха

Раздел: Наши соседи Версия для печати

Группа человек в двадцать, желающих хоть немного развеяться от размеренной и скудной на развлечения санаторной жизни, перевалив через гору и пройдя краем леса, свернула на тропу. Массовик-затейник красочно описывал душещипательную историю любви несчастного юноши к некой светской даме. Жестоко избитого возлюбленного спасли от смерти монахи. Юноша отрекся от мирской жизни, дал обет служить Богу и по прошествии времени поселился затворником в пещере, к которой и направлялись любопытствующие…


   Один из ходоков поддел палкой поношенную женскую туфлю, валявшуюся сбоку от тропинки: «А что, монашки к нему до сих пор наведываются?» Затейник охотно откликнулся: «Ага! Из санатория! Своих мужиков маловато, так они схимнику свой ужин по ночам носят».
   Но вот тропинка, неуклонно стремящаяся между черных стволов лип вверх по хребту, свернула налево и через десяток шагов нырнула по крутому склону вниз. Отдыхающая братия, скользя на сосновых шишках и цепляясь за оголенные корни, с визгом посыпалась на небольшую площадку перед входом в пещеру.
   Толкаясь, пачкая колени мелом, на четвереньках полезли внутрь, в прохладный полумрак. Чиркали спичками, дым от сожженных газет стоял под потолком. Осмотрев испещренные бесчисленными надписями стены зала и боковой прихожей, самые стройные посетители протискивались через очень узкий проход в следующую комнатку. Эта комнатка правильной четырехугольной формы со сводчатым гладким потолком и гладкими, позеленевшими от сырости стенами имела вырубленную в меловой толще лежанку. Ложе ощупывали руками и, найдя, что спать на нем холодно и сыро, да к тому же и тесно, поспешно выбирались из темноты к свету.
   Так впервые в 1968 году я узнал о существовании пещеры, история которой открылась мне спустя много лет.
   В 80-е годы, работая в архивах, я наткнулся на письмо священника, в котором он рассказывает об этой пещере. Село Подлесное, упоминаемое в письме, находится в 10 км от Хвалынска.
   Письмо заслуживает того, чтобы привести его полностью.
   «Подлесное, сельцо Алексеевской волости, Хвалынского уезда, в 10 верстах от г. Хвалынска.
   Недалеко от Подлесного, на склоне одной высокой горы, покрытой лесом, есть пещера. Никто из старожилов не помнит, когда и кем вырыта эта пещера. Есть предание, что в ней жил подвижник, некто раскольник по имени Серафим, кости которого и до сих пор лежат в пещере в каменном гробу. К сожалению, никаких иных вещественных доказательств о времени появления пещеры не осталось.
   Из Подлесного есть два пути к пещере: один – лесом через высокие горы, а другой – полем. Чтобы достигнуть пещеры, мы избрали второй путь. Проехав полем версты две (2,13 км), мы въехали в громадное лесистое ущелье. Скоро на верху высокой горы показалась и пещера. Вот уже мы и у пещеры. Какой прекрасный вид открывается отсюда! Всюду лес и горы, а на северо-востоке виднеется Волга с окрестными селами. У самой пещеры нас встретила благочестивая старушка Ф. (Федора), поселившаяся в ней недавно. Она повела нас в пещеру. Последняя разделяется на три части, которые можно назвать так: передняя, главная и склеп. В переднюю ведет узкое, почти круглое отверстие. Передняя имеет следующие размеры: 3 аршина длины (2,13 м), 2 аршина ширины (1,42 м) и около сажени высоты (2,13 м). В ней темно, свет не проникает сюда. В главную пещерку ведет узкий короткий проход в 1 аршин длины (0,71 м) и 2 аршина высоты (1,42 м). В переднем углу мы увидели иконы с возжжеными лампадами. Иконы принадлежат обитательнице. В этой части пещеры есть небольшое окно вершков 10 (44,5 см) ширины и высоты. Главная пещера имеет 5 аршин длины (3,55 м), 3 аршина ширины (2,13 м) и 11 четвертей высоты. Стены и потолок не гладкие. Над головой висят меловые глыбы, ибо вся пещера устроена в меловой горе.
   Года полтора тому назад в пещере сложена печка. Из главной пещеры небольшим и узким проходом мы проникли в третью часть пещеры, названную нами склепом, потому что в ней в стене на аршин (0,71 м) от полу находится гроб. Он имеет в длину 2,25 аршина (1,6 м), в ширину 0,75 аршина (0,53 м). В гробу мы видели черные человеческие кости. Длина третьей части пещеры 2,5 аршина (1,77 м), ширина 2 аршина (1,42 м), высота 2,25 аршина (1,6 м). В одном углу склепа была какая-то яма. Говорят, что здесь был ход в подземелье. Но так как из ямы выползали змеи, то она была завалена современной подвижницей. Более сведений о происхождении пещеры и времени ее устройства нам не пришлось добыть.
   Христо-Рождественской церкви, села Старой Яблонки, Алексеевской волости священник Федор Павлович Еланский, 8 июля 1912 г.».
   А вот еще любопытные строчки об этой пещере из письма художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина жене Марии Федоровне, датированного 8 сентября 1914 г.
   «Вчера побывал у пещерной старухи в ее дыре – было очень любопытно. Она была очень рада мне. Что касается самого места – то келья гениально устроена: с коридором и покойницкой. Но как бы там ни было, это жизнь совершенно особая и поэтичная, только такая старуха слишком слаба, чтобы носить воду и лазать на гору».
   О том, как создавались подобные пещеры, можно прочитать у историка В. Ключевского. «Найти место, где бы «уединиться от человек», было важной заботой для отшельника, манят дебри, где были бы «леса черные, блата, мхи и чащи непроходимые». На выбранном месте ставилась кельица малая или просто устраивалась землянка».
   Таких раскольничьих землянок и пещер в хвалынских лесах было великое множество еще с семнадцатого века. Староверы со всей Руси скрывались от гонений на Черемшане. Устройство кельи подробно описано в романе «Отец Сергий» Львом Николаевичем Толстым: «…келья была пещера, выкопанная в горе. В ней был и похоронен Илларион, в ближней – была ниша для спанья с соломенным матрацем, столик и полка с иконами и книгами. У двери наружной, которая запиралась, была полка, на эту полку раз в день монах приносил пищу из монастыря…»
   По строгим аскетическим уставам монах не должен был держать в келье ни имущества, ни пищи. Его единственное занятие – молитва. Строго говоря, он не должен был иметь и чашки с водой, а пить – во время разрешенных уставом выходов из затвора.
   Черемшанская пещера на протяжении всего XX века являлась объектом многочисленных экскурсий к ней отдыхающих из санаториев и домов отдыха. Тысячи людей шли сюда просто из любопытства или ведомые вечным желанием человека прикоснуться к старине, легенде, тайне.
   Вода камень точит – гласит пословица. Люди это делают еще быстрее. Выцарапывая свои имена на меловых сводах и фотографируясь на склоне над входом в пещеру, посетители обваливали большие и малые куски мела, утрамбовывали их. И случилось то, что к сегодняшнему дню от главного «зала» уникального памятника истории и культуры осталась едва ли не треть. Это, скорее всего, лишь ниша в горе.
   Поэтому, если вам доведется побывать у нее – в темноте ночи при мерцании звезд или ранним летним утром, когда небо на востоке за Волгой начинает светлеть и просыпаются голосистые подлесненские петухи (их хорошо слышно у пещеры), помните: ваше присутствие здесь – всего лишь краткий миг в бесконечном вращении колеса жизни. И перед вечностью, такой хрупкой и беззащитной, не бросайте камень в прошлое.

П. Пестровский
Суть №5 (296)
2004-02-03

<<<< Раздел >>>>

<<<< Номер >>>>





Ваше мнение о статье:
Имя
email
Мнение
 

Programming by
Vladimir P. Lavrenchuk

Создание и разрабока сайта: "Балаковский интернет-центр" г.Балаково